?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первая, печальная для многих, новость.
Бизнеса вокруг теслы и прочих электромобилей (EV) нет.
Под "бизнесом" понимаем то что способно принести миллионные профиты.

Раскроем тему в деталях.


На что тратит деньги пользователь EV.


1. Зарядка электромобиля.

Ключевое и главное, то что отличает EV от классических автомобилей.
Делится на две составляющих: потребление электроэнергии (бенефициары генерирующие компании и сети) и инфраструктура (производители зарядных станций и строители "последней мили").

Потребление электроэнергии.

По данным теслы, 90% электроэнергии владельцы получают на персональной зарядной станции, то есть дома. Город (паркинг, гараж) или ИЖС (дача, загородный дом).
Для городских EV (nissan leaf, bmw i3, MB B-klasse с батарейкой 20-30квтч) цифра немного ниже, в районе 80%.
Усредним, пусть будет 85%.
Почему так? Всё очевидно - это удобно. Воткнул (вечером!) в розетку автомобиль, айфон и айпад - и пошел спать.
На день, в режиме дом-работа-магазин-дом, заряда обычно хватает.
И только иногда приходится подзаряжаться, если вдруг заряда не хватило на весь дневной маршрут.


Дальше график.

Прекрасно виден ночной провал потребления, 23:00-07:00.
Что самое интересное, это аккурат время ночного тарифа (рупь за квтч).
Совершенно очевидно, что владельцы будут по мере возможности заряжаться именно по ночному тарифу, благо в той же тесле есть функция scheduled charging, либо как вариант это можно выставить на универсальном зарядном устройстве для прочих EV.
Грубо оценим среднюю потребность в заряде в 35квтч (это 100-150км пробега), реально скорее всего будет даже меньше.
Мощность среднего зарядного устройства оценим в 7квт (220В/32А, разумный минимум). Итого 5 часов зарядки.
Запас энергосистемы, относительно дневного пика, по графику выходит примерно 5-6 тыс МВт. Реально чуть больше даже, мы на графике видим фактическое потребление, а не установленную мощность (она, понятно, выше). Пусть, для простоты, будет 7 тыс МВт.

Делим одно на другое, получаем цифру 1000000. Миллион, если по-простому.
Уже сегодня энергосистема ОЭС Центра совершенно спокойно обслужит миллион электромобилей.
В масштабах страны - это порядка 5 миллионов авто, т е 10-15% общего парка.
Реально - больше, запас по генерации есть и достаточно серьезный.


Идем дальше. Снижаемся с масштабов города до конкретных объектов недвижимости.
потребление гипермаркет
потребление торговый центр
потребление деловой центр

Графики конкретных объектов, как видно, очень похожи.
Есть БОЛЬШОЙ запас в ночное время.

Самый главный график, многоквартирного жилого дома, не дам - нет его в наличии пока.
Но и там ночной провал точно так же есть.

Дневная зарядка (оставшиеся 15%) распределится по дню плюс-минус равномерно, с небольшими пиками в районе 10-12ч (приехал на работу поставил на зарядку) и 19-21ч (приехал в магазин/ресторан/кинотеатр). На общую картину влияние если и окажет, то совершенно незначительное, в пределах запаса установленной мощности.


Вывод №1. Потребление электроэнергии вырастет, но в основном в дешевое ночное время.
Вывод №2. Капекс в стройку новой генерации не нужен будет еще очень долго.


Где здесь бизнес? Нет его.
Энергетики конечно будут рады (потребление-то растет), но реальные профиты вырастут ооочень ненамного, в силу дешевизны ночного электричества.


Едем дальше.
Инфраструктура персональных зарядных станций.

С персональными зарядками всё очень просто.
Для жителей МКД с индивидуальными машиноместами - подключаемся к энергосистеме дома. Индивидуальное машиноместо => индивидуальный договор с энергосбытом.
Для жителей МКД без машиномест - подключаемся к ближайшему офису, огороженной парковке или торговому центру. Платим владельцу офиса, парковки или ТЦ.

В каждом случае ограничение предельно простое - зарядка вне пикового времени. Решение или тривиальная розетка с таймером, или чуть-чуть более сложные системы (но тоже достаточно элементарные).

Бизнес? Или отсутствует напрочь (индивидуальные машиноместа), или крайне неочевиден (все прочие случаи).


Инфраструктура публичных зарядных станций.

Публичные станции делятся на 2 типа.
 - regular charging. Дешевые (в пределах пары килобаксов), мощность 7-22квт.
 - fast DC. Дорогие (текущая цена от $30k) и мощные (50квт и выше).

Ценообразование тоже простое.
 - бесплатные. Дотации государства и/или бизнеса.
 - платные. Владелец зарядки взимает $.


Даже если отбросить в сторону государство (в нашей стране, в отличие от прочих, - однозначно отбросить).
Бизнес будет ставить бесплатные классические зарядные станции.
Экономика простая. Типовая подзарядка EV - порядка 10квтч (час-полтора). Или порядка 50 рублей в переводе на деньги.
Если владелец станции ресторан, торговый центр или кинотеатр (или даже парикмахерская), то эти 50 рублей он безусловно отобьет на визите клиента.
Даже если отбросить эффект новизны и заглянуть в будущее (электромобилей много, зарядки установлены повсюду), максимум что будет взиматься - себестоимость электроэнергии.
Зарабатывать не получится, клиент уедет в соседний ТЦ где зарядка бесплатная или дешевле.

Перспективы регулярных платных зарядных станций? Не прорисовываются.
Клиент не поедет заряжаться на них, клиент поедет в ближайший ТЦ. Там час-полтора зарядки можно потратить с пользой, набить желудок или прикупить что-нибудь ненужное например.


Fast DC.
Де-факто нужны только при движении на большие расстояния (проехал 2-3 часа, остановился попить кофе ножки размять, за 30-40 минут машина зарядилась на следующие 2-3 часа дороги).
Бизнес? Да.
И непрямой, для владельца сервис-плаза (пока машина заряжается, хозяин тратит деньги на кофе и плюшки).
И прямой. Торопящийся доехать до точки назначения клиент готов заплатить чуть больше за быструю зарядку, лишь бы побыстрее доехать.

Проблема только в серьезном первичном капексе (fast DC сами по себе недешевые + за подвод мощности нужно заплатить).
Ну и в тесле :) ее суперчарджеры изначально и навсегда бесплатные.

Бизнес? Не сегодняшнего дня и скорее всего не завтрашнего.
Как минимум нужно товарное количество EV, передвигающихся на большие расстояния (давно кто-то уезжал хотя бы на 150-200км от дома? :)


Вывод №1. Публичные классические зарядные станции - не бизнес.
Вывод №2. Для того чтобы Fast DC стало бизнесом, нужно выполнить кучу прочих условий (нормальные дороги; высокий автомобильный трафик).


Хотя энергетики все равно будут рады :) потребление-то растет. Возможно они усмотрят в этом бизнес для себя и когда-то начнут строить электро-заправки.



2. Прочие аспекты эксплуатации EV.
Один-в-один совпадают с эксплуатацией классического автомобиля с ДВС.

Кузовной сервис, ОСАГО-КАСКО.
Все ровно то же самое что и для обычных авто.
И ценообразование, и состав работ, и маржа не меняются.

Механический (электрический) сервис.
Существенное снижение потребности в сервисе.
Меньше точек отказа (электродвигатель изначально сильно более надежен чем современные ДВС; EV устроен намного проще чем прочие авто).

Сложный ремонт. Восстановление после серьезного ДТП.
Скорее уменьшение бизнеса, чем увеличение.
Батарейный блок меняется скорее всего полностью, причем меняется не сервисменами а производителем.
Электромотор, при серьезных повреждениях, также проще поменять чем починить.

Вторичный рынок. Купить-продать.
Ценообразование оценить сложно (нет накопленной статистики).
Но маржа посредника останется на том же уровне, что и сейчас. Нет никаких причин к ее увеличению.


Вывод. Бизнес вокруг эксплуатации авто, после массовой миграции на EV, скорее уменьшится.



Такие дела.
В выигрыше энергетики (что очевидно).
В проигрыше все остальные бизнесы вокруг и около авто.
Но главное что в выигрыше владельцы. Совокупная стоимость владения сильно уменьшится, а качество - увеличится.
А значит - всем EV, посоны :)

Tags:

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
alexander17111
Mar. 8th, 2014 12:15 am (UTC)
А на чём Тесла сама собирается зарабатывать? Особенно в будущем, ведь авто будут дешеветь, аккумуляторы дольше держать, а значит станции, меньше нужны. Продавать батареи всем подряд и перейти в энергетический бизнес, или сделать вокруг машин культ, как айфон, и часто их менять.
the_bpah
Mar. 8th, 2014 12:08 pm (UTC)
На производстве EV, конечно.
Учитывая что косты Теслы будут сильно ниже чем в индустрии (погугли Gigafactory), маржа будет более чем приемлемая.
tersan
Mar. 8th, 2014 04:22 am (UTC)
Андрей, цифра в 80% для остальных машин откуда взял?
И второй вопрос - ты на чём ездишь? Всё пришло уже из заказанного? Хочу фотосессию и поболтать для статьи "москва-барнаул" :)
the_bpah
Mar. 8th, 2014 12:09 pm (UTC)
80% - видел давече в каком-то из ресерчей.

Не приехали мои пока еще. С таможней куча заморочек...
contravel
Mar. 8th, 2014 06:25 am (UTC)
введения социальных норм на потребление электричества и постепенным увеличением сумм за превышение этой нормы в разы не боитесь?

хотя, для владельцев дорогих электромобилей оно может почти и не заметно.
the_bpah
Mar. 8th, 2014 12:10 pm (UTC)
Как бы то ни было, зарядка EV в разы дешевле чем заправка даже дизеля.
(Deleted comment)
olegtlt
Mar. 8th, 2014 07:23 am (UTC)
Покупаем акции tsla и мосЭнерго ))
oleg_3i
Mar. 8th, 2014 07:25 am (UTC)
Андрюха отзовись ,хватит игнорить)
kulibin_d
Mar. 8th, 2014 07:33 am (UTC)
Отдельный бизнес - утилизация и переработка аккумуляторов. А может и производство альтернативных, как это наблюдается в секторе мобильных гаджетов. Бомжей всегда и везде хватает, так что спрос на более дешёвые по сравнению с оригинальными АКБ на рынке подержанных авто точно будет.

Кузовщина у Теслы всё таки отличается - она полностью алюминиевая. Это как минимум аргонная сварка + совсем другая покраска.
oleg_dl
Mar. 8th, 2014 07:49 am (UTC)
Учитывая проблемы с литием в мире, что главная задача Теслы, на мой взгляд, - "подгрести под себя" как можно больше лития и потом жить на его переработке и повторном использовании. Причем альтернатив литию в перспективе лет 10 как то не видно, т.е. есть, конечно, наработки, но большая часть из них либо требует литий но в меньших количествах, либо производить графены тысячами тонн.
(no subject) - kulibin_d - Mar. 8th, 2014 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_dl - Mar. 8th, 2014 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kulibin_d - Mar. 8th, 2014 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - the_bpah - Mar. 8th, 2014 12:12 pm (UTC) - Expand
chaivo
Mar. 8th, 2014 10:29 am (UTC)
С энергетиками у нас в стране пока все хорошо вроде )))
Осталось подсадить их на EV и пусть строят сеть - хотя бы вдоль федеральных трасс.

Как человек который каждый год ездит пару раз минимум на 1,5-2 тыщи километров
на авто - не стал бы сбрасывать со счетов дальние поездки, но это дело времени.

Да, кстати - если вспомнить айфоны - а как же производство аксессуаров к теслам?
Сменных разноцветных панелей, модных колесных дисков и разных обвесов?
Это пока их в городе 1-2 они самодостаточный аксессуар, а когда станет как айфонов...

Edited at 2014-03-08 10:31 am (UTC)
the_bpah
Mar. 8th, 2014 12:14 pm (UTC)
Аксессуары к EV ничем не отличаются от аксессуаров к прочим авто.
Те же диски, спойлеры, обвесы и прочая байда.
(no subject) - chaivo - Mar. 8th, 2014 12:18 pm (UTC) - Expand
maxushas
Mar. 8th, 2014 12:24 pm (UTC)
не в тему, сори
Эх, прокатиться бы... Махнемся на А7 3tfsi на денек?)))
the_bpah
Mar. 8th, 2014 11:09 pm (UTC)
Re: не в тему, сори
Сожалею, но не раньше чем нормальный сервис появится и каско
alexey_tich
Mar. 8th, 2014 10:07 pm (UTC)
Главный аспект время жизни батареи не упомянули.

Все таки это большая проблема. У тех же роботов пылесосов, нужно менять.
dkfl
Mar. 9th, 2014 06:14 pm (UTC)
Большинство машин не такие уж ломучие, если ездят по ровным дорогам.
Ровно и обратное - то что не ломается годами на ровных дорогах внезнапно начинает требовать сервиса на плохих.
ElectricUser
Mar. 15th, 2014 08:08 am (UTC)
Андрей
Андрей, прокаментируйте пожалуста негативный обзор Теслы в последнем выпуске Авторевю
the_bpah
Mar. 15th, 2014 12:30 pm (UTC)
Re: Андрей
Я специально попросил их быть максимально объективными :)

С зимней управляемостью действительно есть вопросы, она могла быть и лучше.
Ну и нельзя забывать что в качестве референсного авто был выбран лучший, на мой взгляд, автомобиль этого класса.

Будут еще тесты :) в других условиях и с другими результатами
Re: Андрей - ElectricUser - Mar. 15th, 2014 04:06 pm (UTC) - Expand
Re: Андрей - the_bpah - Mar. 15th, 2014 06:32 pm (UTC) - Expand
Re: Андрей - ElectricUser - Mar. 15th, 2014 08:05 pm (UTC) - Expand
Re: Андрей - the_bpah - Mar. 15th, 2014 08:32 pm (UTC) - Expand
2dar
Mar. 16th, 2014 10:19 pm (UTC)
Fast DC скорее всего возьмут на себя обычные АЗС. Их много, у них готова вся сопутствующая инфраструктура, только собственно зарядки поставить.
Да, энергомощностей может не хватить на массовую одномоментную зарядку, но в любом случае решить вопрос с увеличением мощностей проще, чем с подводкой с нуля.

И владеет многими сетями АЗС крупный бизнес, а значит средства на инвестиции есть.
max_andriyahov
Mar. 18th, 2014 02:13 am (UTC)
Производство, замена, переработка аккумов - не? Или слишком большие инвестиции и RnD не вытянуть?

Соглашение с Теслой - кузова ваши, аккумы наши - сборочный завод на 5-10 тыс в год?
mike_alastor
Nov. 11th, 2014 09:14 pm (UTC)
Все таки уделить внимание зарядкам/станциям замены акб на трассах стоит.я вот лично заинтересовался электромотоциклами, и сразу встал вопрос-как быть, если захочется выехать далеко. Бегать по кафешкам или частным домам с просьбой воткнуться на часик? так заломят цену до небес. мне кажется тут некий замкнутый круг-зарядки не распространяются, потому что мало электротехники, а ее в свою очередь не шибко берут изза малого числа зарядок.
the_bpah
Nov. 12th, 2014 02:13 pm (UTC)
Во всем мире застрельщиком по инфраструктуре выступает государство.
В силу ее, инфраструктуры, неокупаемости.
Бизнес точно не пойдет (в сегодняшних условиях - особенно).

Так что сидим курим ждем гос воли, а если уж совсем приперло кататься - бегаем по кафешкам и мойкам.
( 32 comments — Leave a comment )